НИКОН
Том LI, С. 12-15
опубликовано: 11 января 2023г.

НИКОН

Никон (Петин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. 1954 г.Никон (Петин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. 1954 г.

(Петин Александр Порфирьевич; 1.06.1902, Екатеринодар (с 1920 Краснодар) - 16.04.1956, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Из семьи торговца, дед был протоиереем. После учебы в Екатеринодарском ДУ поступил в 1916 г. по именной стипендии в Ставропольскую ДС. После окончания семинарии служил псаломщиком во Всехсвятском кладбищенском храме в Краснодаре. В 1920 г. поступил на историко-филологический фак-т Кубанского педагогического ин-та, где отучился 3 курса, затем перевелся на административно-хозяйственное отд-ние Кубанского сельскохозяйственного (бывш. политехнического) ин-та. Одновременно с учебой служил псаломщиком и регентом церковного хора в Успенском храме на Дубинке в Краснодаре, с 1922 г. храм являлся обновленческим. В 1927 г. Петин окончил сельскохозяйственный ин-т по специальности «инженер-экономист». Работал учителем, потом ученым секретарем научной б-ки в Краснодаре. В 1929 г. обновленческий «архиепископ Пензенский» Николай Розанов, ранее знакомый с Петиным в период своего служения в Ставрополе и Екатеринодаре, пригласил его в свою епархию. В том же году А. П. Петин был рукоположен целибатом во иерея к обновленческой пензенской Казанской ц. на Песках. Первоначально служил в пустом храме, поскольку верующие не хотели посещать обновленческую церковь, но благодаря организаторским способностям и большому таланту проповедника сумел создать значительную общину; образовался кружок его почитателей из числа молодежи.

Активная деятельность свящ. А. П. Петина вызывала беспокойство у властей, к-рые к тому времени уже не поддерживали обновленцев и преследовали их наравне со священнослужителями канонической Церкви. В сер. 1931 г. Казанский храм закрыли под предлогом нарушения норм пожарной безопасности. В июне свящ. Петин был переведен в обновленческую Покровскую ц., после ее закрытия в окт. того же года - в Успенскую ц. на Мироносицком кладбище, единственный храм, оставшийся в Пензе у обновленцев. Был возведен в сан протоиерея. При Успенском храме образовалась общегородская обновленческая община, однако прот. А. П. Петин сохранил своих почитателей из числа бывш. прихожан Казанского храма, что вызывало недовольство остального клира. Летом 1932 г. обновленческий синод, разобрав ситуацию, принял решение перевести прот. А. П. Петина из Пензы, предполагая в дальнейшем его епископское служение. 18 июня 1932 г. синод предложил обновленческому Ленинградскому областному митрополитанскому церковному управлению (ЛОМЦУ) рассмотреть кандидатуру прот. А. П. Петина на архиерейскую кафедру в г. Ст. Русса. 9 июня он был предложен ЛОМЦУ в качестве кандидата на обновленческую Новгородскую кафедру, 3 авг.- на Псковскую кафедру. 25 авг. синод принял решение о назначении прот. А. П. Петина правящим епископом обновленческой Уральской епархии. Были определены дата и место его епископской хиротонии: 11 сент. 1932 г. в обновленческом Никольском синодальном соборе Москвы. Хиротонию должен был возглавить председатель синода обновленческий «митрополит Московский и Тульский» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ РПЦ). Однако обновленческий «митрополит Пензенский» Николай Федотов подал в синод рапорт с просьбой оставить прот. А. П. Петина в Пензе «для успокоения преданной ему группы верующих». В Москву прибыла делегация пензенских прихожан с просьбой не лишать их пастыря. 7 сент. 1932 г. обновленческий синод принял решение отменить указ о назначении прот. А. П. Петина на Уральскую кафедру. Он остался на занимаемой должности в пензенском Успенском храме. В дальнейшем обновленческий синод рассматривал вопрос о назначении его на Семипалатинскую и Козловскую кафедры, но так и не принял решения.

Никон (Петин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Сер. 50-х гг. ХХ в.Никон (Петин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Сер. 50-х гг. ХХ в.

8 марта 1933 г. прот. А. П. Петин был арестован в Пензе по обвинению в антисоветской агитации. 25 апр. того же года Особой тройкой при Постоянном представительстве ОГПУ в Средневолжском крае он был приговорен к 5 годам исправительных лагерей. Отбывал срок заключения в Ухтинско-Печорском ИТЛ. Освободившись весной 1937 г., вернулся в Пензу, затем нек-рое время жил в Москве с семьей сестры. В том же году был назначен «митрополитом» Виталием (Введенским) настоятелем ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в г. Кимры Калининской (ныне Тверской) обл. Введенский храм в то время оставался единственным действующим в городе, его делили между собой обновленческая община и приход канонической Церкви. Правосл. священник был арестован, поэтому прот. А. П. Петин служил в храме один (до июня 1941 г., когда Введенская ц. была закрыта). В июле того же года мобилизован на военную службу и определен в батальон аэродромного обслуживания на строительстве военных аэродромов. Вскоре тяжело заболел (двустороннее воспаление легких), после лечения в госпитале в Кимрах демобилизован. Впосл. награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

С 1942 г. служил 2-м священником в Никольском храме с. Николо-Ям Калининского (ныне Кимрского) р-на и области, где с ним проживали его мать и овдовевшая сестра с сыном. Прот. А. П. Петин сумел оживить приходскую жизнь, ранее почти прекратившуюся при престарелом настоятеле. Он служил и проповедовал в храме каждый день, организовал церковный хор, обходил с требами даже отдаленные деревни, где его хорошо знали; стал организатором сбора жителями продовольствия для раненых бойцов, к-рое отправлялось обозами в госпитали. В праздники Никольский храм уже не вмещал молящихся, приходивших в Николо-Ям со всей округи. В кон. 1943 г. (по др. данным, в нач. 1944) прот. А. П. Петин, принеся покаяние, присоединился к канонической Церкви и был назначен настоятелем храма Успения Пресв. Богородицы в Калинине и благочинным храмов Калининского р-на; одновременно продолжал исполнять обязанности настоятеля Никольского храма в с. Николо-Ям.

Весной 1944 г. его вызвали в Московскую Патриархию, где сообщили об избрании к архиерейскому служению на освобожденной территории Украины. Делегация прихожан просила оставить их настоятеля на прежнем месте службы, на что принявший делегатов патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) ответил: «Ну, спасибо вам, что сохранили батюшку. Хорошие и во епископах нужны». 19 мая 1944 г. прот. А. П. Петин был пострижен в монашество с именем в честь прп. Никона Радонежского в крестовой ц. Патриаршей резиденции в Чистом пер. в Москве; 21 мая того же года хиротонисан во епископа Ворошиловградского. Хиротонию в московском Преображенском храме возглавил митр. Крутицкий Николай (Ярушевич). С 26 июня 1954 г. титуловался «епископ Донецкий и Ворошиловградский» (в определении о назначении говорилось о Н. как об управляющем «Сталинской епархией», но в дальнейшем это название не употреблялось). В пределы новоучрежденной епархии, окончательно оформленной в 1945 г., вошла территория Сталинской (ныне Донецкой) и Ворошиловградской (ныне Луганской) областей Украинской ССР. За время нем. оккупации на территории 2 областей было открыто 342 храма (перед войной действовал 1 храм). Н. добился, чтобы все открытые храмы получили регистрацию и продолжили действовать. По его инициативе среди верующих был организован сбор средств на нужды фронта. Уже в сент. 1944 г. в фонд Красной Армии было передано в виде пожертвований более 200 тыс. р. 10 марта 1945 г. Синод РПЦ принял решение о перемещении Н. на Львовскую кафедру, но уже 18 апр. того же года это решение было отменено ввиду незнания Н. укр. языка. В послевоенный период по инициативе Н. была создана епархиальная комиссия по ремонту и росписи храмов; в большинстве церквей сразу после войны был проведен ремонт. По распоряжению Н. были устроены богословские пастырские курсы, на которых часть лекций читал сам архиерей. Кафедральным храмом Н. стал собор во имя свт. Николая в Ворошиловграде (ныне Луганск), к-рый сначала размещался в здании бывш. синагоги. После сноса этого здания общине кафедрального храма было выделено неприспособленное домостроение, потребовавшее полной реконструкции - фактически это было строительство нового храма. Здание было расширено, над ним возвели купол, рядом построили крестильню, звонницу и подсобные помещения. 16 февр. 1951 г. Н. торжественно освятил новый Никольский Преображенский кафедральный храм в Ворошиловграде. Было построено и здание епархиального управления с архиерейскими покоями.

3 авг. 1948 г. Н. был назначен временно управляющим Одесской и Херсонской епархией с сохранением управления Донецкой епархией. В это время в Одесской обл. насчитывалось 295 приходов, существовали 3 мон-ря, действовала Одесская ДС. В том же году в стране началось ужесточение гос. политики в отношении Церкви. В частности, под предлогом перерегистрации религ. объединений закрывались те храмы, к-рые признавали зданиями культурного и хозяйственного назначения, «незаконно» используемыми для религ. целей. Уже в 1949 г. власти закрыли 43 храма, однако Н. удалось вопреки сопротивлению властей добиться того, что 24 приходские общины закрытых храмов смогли получить новые молитвенные помещения. 24 окт. 1949 г. Н. был утвержден в должности правящего архиерея Херсонской и Одесской епархии и управляющего Донецкой и Ворошиловградской епархией. Под упр. Н. находилась обширная территория юж. областей Украины (в 1955 к ним присоединилась и территория упраздненной Измаильской обл.). Всего в 50-х гг. XX в. в ведении Н. было ок. 1 тыс. приходов. 8 окт. 1950 г. Н. был назначен настоятелем одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. 19 авг. 1951 г. возведен в сан архиепископа. 11 сент. 1954 г. удостоен права ношения креста на клобуке. Н. благоустроил Успенскую обитель с летней патриаршей резиденцией, где патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) ежегодно проводил несколько летних месяцев. Особое внимание Н. уделял капитальному ремонту кафедрального Успенского собора в Одессе: был восстановлен купол, внутренняя роспись собора выполнена по образцу Владимирского собора в Киеве. Также Н. занимался организацией ремонта и благоустройства храмов во всех благочиниях. Значительную часть стоимости ремонта приходы получали как ссуду от епархиального управления, оставшуюся часть покрывали в меньшей мере из приходских доходов и в большей - за счет привлечения средств верующих. Поступавшие от приходов денежные средства в счет погашения ссуд выдавали на те же цели др. приходам.

Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Одесской обл. П. А. Благов писал в одном из отчетов: «Никон уделяет много внимания одесским церквам, монастырям и духовной семинарии. Не пропускает ни одного воскресного и праздничного дня, чтобы не служить в соборе или в какой-либо другой церкви в городе. Особенно заметны внимание и забота Никона о благоустройстве монастырей и духовной семинарии. Настоятели монастырей и инспектор семинарии, с которыми мы беседовали, подчеркнуто отмечают эту заботу. Совсем еще недавно в Успенском мужском монастыре были развалины и запущенность, тоже можно сказать и о женском Михайловском монастыре и о мужском Балтском монастыре. Там было много посторонних жильцов, которые мешали благоустройству и поддержанию порядка. Теперь все эти монастыри, можно сказать, являются образцовыми по благоустройству и порядку» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 375. Л. 40). Н. удалось разрешить крайне острую в послевоенные годы проблему недостатка кадров священнослужителей, из-за чего мн. храмы фактически не действовали. В отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ за 1955 г. говорилось: «В вопросе активизации церковной деятельности Никон показал себя умелым организатором: а) ему удалось текучесть церковных кадров сократить до минимума, увеличить их количество почти до полной потребности, а также улучшить дело подготовки кадров духовенства; б) привести в надлежащий вид и установить некоторый порядок в действующих церквах. Капитально отремонтировать десятки церковных зданий, с привлечением в это дело средств верующего населения; в) укрепить имеющиеся монастыри путем проведения ремонта молитвенных помещений, определения направления их хозяйственной деятельности, строительства новых домов и оказания материальной помощи. Подавляющее число духовенства и верующих, с которыми мне приходилось встречаться, отзываются о Никоне с положительной стороны» (Там же. Оп. 7. Л. 12, 13).

Н. пользовался широкой известностью как одаренный проповедник. Как правило, он проповедовал за каждым богослужением; иногда читал по 8 проповедей в день. Записанные проповеди Н. составили 2 машинописных тома (не изд.). Как церковный гимнограф Н. составил акафисты: Рождеству Христову, Крещению Христову, Преображению Господню, Вознесению Христову, Сретению, Введению во Храм Пресв. Богородицы, покаянный, именуемый «Господу Иисусу Христу, Искупителю грешных», всем святым, преподобному Никону Радонежскому, преподобному Александру Куштскому и св. равноап. Нине (изданы в 2006).

Н. скончался от лейкемии в возрасте 54 лет. Отпевание 21 апр. 1956 г. возглавил экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов). Н. погребен в склепе нижнего храма одесского Успенского собора.

Соч.: Акафисты, 1948-1956 / Ред.: А. Кравченко; оформление и изд.: Н. П. Кравченко. Од., 2006.
Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 375, 522, 534, 671, 683, 794, 806, 937, 1069, 1178, 1285, 1392; Оп. 7. Личное дело еп. Никона (Петина Александра Порфирьевича); Протоколы заседаний Свящ. Синода (обновленческого) за 1932 г. // Личный архив свящ. И. Соловьева.
Лит.: Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 7. С. 8-9; Андриевский И., прот. Архиеп. Никон: (Некр.) // Там же. 1956. № 6. С. 14-16; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 245-246; Фирсов А. Подвижники благочестия и святые места Луганской земли. Луганск, 2005. С. 7-28; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 457.
Иером. Филарет (Трунин)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский